Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
banner pos-business

Баннерная сеть

[Версия для печати]

6 декабря 2024 года утверждены Единые правила в области защиты прав
потребителей Союзного государства (далее — Единые правила), которые устанавливают
способы и механизмы для урегулирования правоотношений с участием потребителей и
хозяйствующих субъектов, а также для обеспечения равной правовой защиты российских
и белорусских потребителей.
Поскольку Единые правила являются гражданско-правовым актом, изложенные в
них нормы применимы при установлении, исполнении, изменении и прекращении
соответствующих правоотношений с участием потребителей.
Таким образом, участникам правоотношений, в сфере защиты прав потребителей
(продавец, изготовитель, исполнитель, импортер, поставщик, агрегатор, представитель
изготовителя, продавца, поставщика, импортера, исполнителя), с момента вступления в
силу, следует руководствоваться положениями Единых правил.
Кроме того, необходимо отметить, что в силу статьи 60 Единых правил, законы и
декреты предназначены для общего применения, являются обязательными во всех частях
и после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории
каждого государства – участника. При этом, в случае коллизии (расхождения) нормы
закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-
участника преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного
государства
В Правилах расширен перечень субъектов-контрагентов потребителей. Помимо
организаций и индивидуальных предпринимателей, к ним отнесены физические лица, не
зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но тем не менее
выполняющие функции изготовителя, исполнителя или продавца.
В перечень лиц, ответственных перед потребителями за нарушение их прав,
дополнительно включены также поставщики — оптовые продавцы. Это может помочь
потребителю в ситуациях, когда, например, того, кто продал ему некачественный товар,
уже нет на рынке, а изготовитель и импортер недоступны или не реагируют на претензию.
Если потребителю удастся найти поставщика, продавшего этот товар отсутствующему
розничному продавцу, у него будет шанс получить от него возмещение.
Согласно Правилам продавец обязан провести за свой счет экспертизу товара не
только при возникновении спора с потребителем из-за выявленного недостатка в товаре,
но и когда предметом спора между ними стала достоверность информации о товаре и его
изготовителе.
Также сокращены предельные сроки удовлетворения законных требований
потребителя ответственными перед ним лицами, причем в отношении срока на
безвозмездное устранение недостатков (то есть на гарантийный ремонт) сокращение
значительное: с 45 до 14 дней.
Конкретизируется срок, в течение которого потребитель вправе отказаться от
заключенного договора в случае непредоставления ему необходимой и достоверной
информации о продукции при заключении договора – 7-дневный срок.
Введено обобщающее понятие для всех объектов потребительских
правоотношений – «продукция». Продукция в соответствии с правилами – это товар,
результат работы, услуга, цифровой продукт.
В Правила включено новое для потребительского законодательства понятия
«цифровой продукт», под которым понимается «объект гражданских прав,
зафиксированный с помощью цифровых технологий (преобразованный в цифровой
формат) посредством создания записи о нем в информационной системе (системах), в
которой происходит взаимодействие с потребителем по поводу этого объекта, в том числе программы и элементы программ для ЭВМ (включая порождаемые программой
аудиовизуальные
отображения),
фонограммы,
мультимедийные продукты интеллектуальной деятельности, преобразованные в цифровой
формат и предназначенные для реализации потребителям (использования за плату)».
Защите прав потребителей при реализации цифровых продуктов посвящена специальная
глава Единых правил.
Единые правила в области защиты прав потребителей между Российской
Федерацией и Республикой Беларусь направлены на сближение национальных
законодательств, что позволит улучшить уровень правовой защиты граждан государств-
участников по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих
субъектов.
Дата публикации: 10 марта, 2025 [09:34]
Дата изменения: 10 марта, 2025 [09:35]
← Вернуться